Кто изобрел первый в мире телевизор и как появилось телевидение? История развития телевизора: от механического ящика до ультратонкой панели Кто изобрел ламповый телевизор

Ответить на вопрос о том, кто изобрёл телевизор, с первого взгляда достаточно сложно, так как история телевизора, как технологии, имела две ветви развития, имеющих в основе себя разные принципы – электромеханический телевизор (механический) и электронный. Зачастую в ответ на подобные вопросы всегда втискиваются экономические, политические и идеологические интересы, от чего всё становится ещё более запутанным. Но всё-таки попробуем более детально разобраться в личностях и персоналиях, которые внесли вклад в развитие телевидения и изобретения телевизора.

Как правило, вы можете встретить следующие фамилии, которым приписывают изобретение телевизора: Бэрд, Розинг, Зворыкин, Катаев, Перский, Нипков, Такаянаги, Фарнсворт. Попробуем разобраться в этих фамилиях и какой вклад каждый из них внёс в изобретение телевизора.

Нипков Пауль Юлиус Готлиб

Техник и изобретатель из Германии. Известен прежде всего тем, что 1884 году изобрёл диск, получивший название «диск Нипкова». Диск позволял механически сканировать объекты, чтобы информацию о них можно было в дальнейшем передать на приёмник. Диск представлял из себя обычный вращающийся круг с отверстиями по спирали. Вращаясь, он позволял считывать объект построчно. Нипков не изобрёл телевизора, но изобрёл важную составляющую для механического телевидения.

Схематическое изображение диска Нипкова

Перский Константин Дмитриевич

Был преподавателем в кадетском корпусе Санкт-Петербурга, имел звание гвардейского капитана артиллерии. В 1900 году выступил на IV Международном электротехническом конгрессе с докладом «Телевидение посредством электричества», где впервые употребил термин «телевидение» («television»). Так как доклад читался на французском, то многие даже не задумываются над тем, что термин по сути придуман русским. Но Перский не имеет никакого отношения непосредственно к разработке телевизора.

Бэрд Джон Лоуги

К 1920-м годам, когда усиление сигнала сделало телевидение более практичным, шотландский изобретатель Джон Лоуги Бэрд использовал диск Нипкова в своих прототипных видеосистемах. 25 марта 1925 года Бэрд дал первую публичную демонстрацию телевизионных изображений силуэта в движении в универмаге Selfridge в Лондоне. Поскольку человеческие лица не имели достаточного контраста, чтобы проявить себя в его примитивной системе, он транслировал изображение головы говорящей куклы чревовещателя, названного «Stooky Bill», чьё окрашенное лицо было более контрастным. К 26 января 1926 года он впервые презентовал передачу изображения человеческого лица в движении, посредством радио, что считается первой телевизионный передачей в мире. В 1927 году осуществляет первую широковещательную передачу в мире, передавая сигнал между Лондоном и Глазго на расстояние 705 км.

Розинг Борис Львович

Розинг был русским учёным-физиком, педагогом и изобретателем. Он понял тупиковость пути развития механического телевидения, поэтому начал свои исследования с того, что ввёл в систему телевидения безынерционный электронный луч, тем самым открыв альтернативный путь для развития телевизионной связи. Его главная заслуга состояла даже не в том, что он предложил новый способ передачи изображений на расстоянии, который был ещё очень несовершенный, а в том, что этот способ передачи задал вектор развития для всех телевизионных систем будущего, в том числе современных. В системе Розинга не было механических частей. Именно из-за этого факта Розинга следует считать главным изобретателем электронного телевизора. Этот приоритет также закреплён патентом в 1907 году, которые были признаны в ряде ведущих европейских держав, таких как Германия, США, Англия. А в 1911 году Розинг создал прототип кинескопа, который принимал простейшие изображения, что стало первой в мире телевизионной передачей электронного телевидения.

Схема телевизионной системы Б. Л. Розинга, разработанной в 1907 г. Вверху — передающее устройство, внизу — приемная электронно-лучевая трубка.

Кэмпбелл-Суинтон Алан Арчибальд

Алан Кэмпбелл-Суинтон был шотландским инженером-электриком, который являлся основным конкурентом Розинга в области разработки теоретических основ для электрического телевидения. Кэмпбелл-Суинтон, как и Розинг, понимал, что механическое телевидение ограничено в своём развитии из-за ограниченного количества линий сканирования, приводящее к плохому качеству изображения и мерцанию картинки. В 1908 году он написал статью для журнала «Nature», где изложил своё взгляд на «электрическое видение». В том же году он пишет ещё одну статью «Дистанционное электрическое зрение», где излагает принципы, по которым предлагает создавать электрическое телевидение. В 1911 году он выступает со речью в Лондоне, где теоретически описывает систему дистанционного электрического зрения при помощи электронно-лучевых трубок, как на приёмном, так и на передающих концах, которая принципиально ничем не отличалась от схемы Розинга. Правда ему так и не удалось провести успешные эксперименты по созданию такой системы в дальнейшем. В 1914 году он провёл ряд не очень успешных экспериментов в сотрудничестве с Г.М. Минчиным и Дж. К. М. Стэнтоном.

Такаянаги Кэндзиро

25 декабря 1925 года японец Кенджиро Такаянаги продемонстрировал телевизионную систему с разрешением в 40 строк, в которой использовался дисковый сканер Нипкова и электронно-лучевая трубка. Этот прототип все ещё демонстрируется в Мемориальном музее Такаянаги в Университете Сидзуока, в кампусе Хамамацу в Японии. К 1927 году Такаянаги улучшил разрешение до 100 линий, что было непревзойдённым до 1931 года. К 1928 году он первым передал человеческие лица в полутонах. Его работа оказала влияние на более позднюю работу Зворыкина Владимира Кузьмича.

Фарнсуорт Фило Тэйлор

Фарнсуорт является американским изобретателем в области телевидения. Его вклад в заключается в том, что он изобрёл специальное передающее устройство под названием «диссектор изображения», которое делало то же, что и диск Нипкова в механической системе, оно позволяло разбивать изображение на электрические сигналы. Также ему удалось впервые в мире построить полностью электронную телевизионную систему, которую он продемонстрировал в 1928 году в прессе, а в 1934 году он продемонстрировал эту систему общественности.

Диссектор изображения Фарнсуорта

Катаев Семён Исидорович

Катаев был советским изобретателем и учёным, который занимался развитием идей Розинга в практической части. Он был конкурентом другому изобретателю русского происхождения, о котором будет сказано ниже, Зворыкину. Оба изобретателя старались развить идею Розинга о применении ЭЛТ в телевидении. Но трубки бывают разные. Немцы в это время усиленно пытались развивать ЭЛТ с газовой фокусировкой, то есть использовали газ в трубке, чтобы фокусировать катодные лучи. Катаев же пошёл по другому пути и стал разрабатывать ЭЛТ с магнитной фокусировкой. Результатом его работы стал т. н. «радиоглаз» – аналог иконоскопа Зворыкина. Своё изобретение Катаев С.И. протестировал в 1931 году, а в 1933 году получил на него патент в СССР. Позже, когда Зворыкин и Катаев показывали друг другу свои изобретения, Зворыкин отмечал, что радиоглаз по некоторым параметрам превосходит его иконоскоп.

Зворыкин Владимир Козьмич

Зворыкин также был русским изобретателем и учеником Бориса Розинга, правда после революции у него не заладились отношения с новой советской властью, и он эмигрировал в США, где продолжил развивать идеи своего учителя. Зворыкина на Западе считают изобретателем телевизора, но так, конечно, считать нельзя по тем многим причинам, которые мы уже отметили выше, хотя его вклад в развитие телевидения также сложно переоценить. В отличие от Катаева Зворыкин пошёл по пути создания ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Мышление Катаева и Зворыкина было диаметрально противоположным, что и породило такое различие в подходах и изобретениях. Если Катаев, как настоящий теоретик, сначала решил изобрести передающую трубку, а только потом приёмную, то Зворыкин сделал всё наоборот, так как вместо передающей можно было использовать передатчик, построенный по типу диска Нипкова. В 1935 году В.К. Зворыкин получил патент в США на своё изобретение, хотя демонстрации своего изобретения он устраивал ещё в 1926 году. Телевизоры с магнитной фокусировкой до 70-х годов 20-го века были больше распространены, так как долго не удавалось получить не уступающую по качеству ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Но именно с появлением иконоскопа электронное телевидение в полной мере стало реальностью.

ИТОГИ

Как уже писалось выше, следует различать электромеханический и электронный телевизоры. Механический телевизор появился параллельно электронному, поэтому его нельзя считать предшественником, скорее тупиковой ветвью развития. Он был сильно ограничен в увеличении качества и разрешения картинки, в отличие от телевизора с электронно-лучевой трубкой. Поэтому все фамилии, связанные с механическим телевизором, можно исключить из претендентов на изобретение телевизора в том виде, в котором мы его знаем. Таким образом Нипков, Бэрд и остальные не изобретали электронный телевизор.

В интернете часто можно встретить тезис о том, что Катаев подал свою заявку на патент раньше Зворыкина и формально его правильнее считать изобретателем телевизора, однако фактически Зворыкин изобрёл свой иконоскоп раньше, но из-за бюрократической волокиты его патент долго рассматривался. На самом деле это в общем-то неважно, так как оба они были учениками Розинга, а Зворыкин не раз подтверждал приоритет Розинга в изобретении телевидения, поэтому именно Розинг Борис Львович, очевидно, и должен быть назван изобретателем телевизора. Он задолго до всех предвидел будущее электронного телевидения, был активным популяризатором этой идеи.

Термин Television был впервые озвучен русским офицером К.Перским (1854-1906) в ходе Международного электротехнического конгресса (1900), где он выступил с докладом «Телевидение посредством электричества». Именно к началу ХХ века стараниями выдающихся ученых из разных стран была подготовлена база для создания сначала механического, а затем и полностью электронного телевизора. Предшествовали рождению непосредственно телеприемника такие события: изобретение устройства, сканирующего объект (диск Нипкова), открытие фотопроводимости селена, создание фотоэлемента и светораспределителя, а также реализация поэлементной передачи картинки отсканированного объекта. Вся история появления телевизора – в материале далее.

История создания механического телеприемника

Созданию механического телевизора предшествовало изобретение в 1884 году «электронного телескопа» - прибора, позволяющего сканировать любые объекты и отрисовывать их изображение на фоточувствительной панели, расположенной за диском . В его основу был положен принцип разложения изображения на отдельные элементы при помощи специального преобразователя. Придумал данное устройство немецкий изобретатель Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940). Конструктивно преобразователь - это диск с рядом спирально расположенных отверстий, который вращаясь осуществлял сканирование объекта с разрешением 18 линий. Этот элемент, известный специалистам как «Диск Нипкова», стал важнейшей составляющей появившегося несколько позже механического телевизора.

Первые открытия

Чтобы ответить на вопрос, в каком году был впервые собран механический телеприемник, нужно изучить ряд предшествующих данному событию открытий. Так, сначала шотландским изобретателем Джоном Лоуги Бэрдом (1888-1946) был создан целый ряд прототипных видеосистем. С их помощью ученый передал на небольшое расстояние изображение движущего силуэта (1923) . Продемонстрировав свое детище в 1925 году, Бэрд продолжил работу в этом направлении.

Важно! В 1926 году шотландский изобретатель впервые в мире продемонстрировал передачу изображения движущегося человеческого лица по радио, а в 1927 году первым осуществил широковещательную трансляцию, отправив телевизионный сигнал на расстояние порядка 700 км (Лондон - Глазго).

Изобретение Бэрда базировалось на использовании двух дисков Нипкова. При этом один диск выполнял функцию сканера, а второй использовался в качестве воспроизводящего устройства. За первым диском располагался фотоэлемент, а за вторым была установлена лампа. В зависимости от количества света, попадавшего на фотоэлемент, изменялась интенсивность свечения лампы. Берду в процессе своих изысканий удалось добиться синхронизации как вращения дисков Нипкова , так и взаимодействия фотоэлемента и лампы.

Первый телеприемник

Развивая свое изобретение, Бэрд в 1928 году представил первый телевизионный приемник, который на английском языке назывался The Televisor. Конструктивно он являл собой крупногабаритный ящик с большим диском и маленьким экраном. Основными его недостатками были:

  • низкое качество изображения;
  • отсутствие звука.

Добиться приемлемого качества изображения можно было только путем увеличения размеров диска и скорости его вращения . Полученное изначально разрешение в 30 линий за короткое время удалось увеличить до 120. Однако дальнейшее наращивание размеров телевизора стало нецелесообразным, и вскоре производство таких аппаратов прекратилось.

Изобретение электронного телевизора

Появление полностью электронного телевизора стало возможным только после того, как была изобретена электронно-лучевая трубка (ЭЛТ) .

Предшествующие изобретения

Изобретению ЭЛТ также способствовал ряд открытий, сделанных выдающимися учеными многих стран, а именно:

  • английским физиком У.Крукс (1832-1919), который создал люминофор (1879) - вещество, способное излучать свет при воздействии на него катодного луча;
  • немецким физиком Генрихом Рудольфом Герц (1857-1894), изучавшим, как электричество изменяется под действием света, и впервые описавшим фотоэффект (1887);
  • Карлом Фердинандом Браун – изобретателем из Германии (1850-1918) – открывшим непосредственно катодно-лучевую трубку.

Но отец электронного телеприемника - русский ученый Борис Розинг (1869-1933), который в 1907 году зарегистрировал способ передачи изображения на расстоянии, чем задал направление развития современных телесистем . В предложенном им способе использовался безинерционный электронный луч (катодная телескопия). При этом не было необходимости в сложных механических системах. Так, приоритет Б.Розинга в вопросе, кто изобрел телевизор первым, был безоговорочно признан учеными Англии, Германии, США и др.

На заметку! Кроме того, Розинг подтвердил свое право называться отцом электронного телевизора, представив через несколько лет образец кинескопа, принимавшего незатейливые видеокартинки.

В дальнейшем на базе идей, выдвинутых русским изобретателем, была создана ЭЛТ, которую в 1923 году практически одновременно представили американские физики Фило Тейлор Фарнсуорт (1906-1971) и Владимир Зворыкин (1888-1982), эмигрировавший в 1919 году из большевистской России в США. В предложенной ими конструкции ЭЛТ направляла электронный луч на экран, поверхность которого была покрыта люминофором. По аналогии с телевизором Бэрда изображение отрисовывалось построчно, однако отсутствие движущихся механических частей позволило осуществлять этот процесс значительно быстрее .

Первый телеприемник

Разработкой телевизоров на базе предложенной американскими учеными ЭЛТ занимались во многих странах. Однако первыми все же стали немецкие инженеры компании Telefunken , собравшие и запустившие в серийное производство самый первый электронный телевизор (1934).

На заметку! Телевизоры, собранные на базе ЭЛТ, выпускались промышленностью практически всех развитых стран. Кинескопы при этом постоянно совершенствовались - сначала они начали отрисовывать цветную видеокартинку, а затем существенно уменьшились в размерах и стали намного более энергоэффективными.

Телевизоры в СССР

Трансляция телевизионных программ в СССР началась в октябре 1931 года . Передачи механического телевидения велись в диапазоне средних волн, и принимать их можно было в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде и Томске.

Первый отечественный телевизор «Б-2», созданный на базе диска Нипкова, был выпущен ленинградским заводом «Коминтерн» в 1932 году . Конструктивно он представлял собой приставку с экраном 30х40 мм, соединяемую с радиоприемником , который нужно было переключать на другую частоту. Но отечественной промышленностью в то время выпускались и другие телевизионные приемники.

Телеприемник Б-2

  1. «ВРК» с размером экрана 13х17,5 см. Он обеспечивал трансляцию телевизионных программ Ленинградского телецентра с разрешением 240 строк. Всего было выпущено 20 таких телевизоров.
  2. «ТК-1» , предназначенный для приема программ Московского телецентра. Он обеспечивал разрешение в 343 строки. Всего таких приемников выпустили порядка 2000 шт.
  3. «17ТН-1» - универсальный телеприемник производства ленинградского завода «Радист», позволяющий принимать программы как Московского, так и Ленинградского телецентров. Количество выпущенных изделий - 2000 шт.
  4. «АТП-1» - первый в стране абонентский телеприемник, который можно считать предшественником кабельного телевидения. Изготавливали его на Александровском радиозаводе.

После ввода в эксплуатацию первых систем электронного телевещания (1938) трансляция программ оптико-механического телевидения начала сокращаться и полностью прекратилась в 1941 году .

Первый полностью электронный телевизор, который начали выпускать серийно, появился в СССР только в 1949 году . Он назывался КВН-49 и, к сожалению, не отличался высокой надежностью. Производилась также модель «Москвич-Т1», в которой впервые в СССР удалось реализовать разрешение в 625 строк .

Телеприемник КВН-49

В 70-х годах прошлого столетия телевизоры начали производить массово («Рекорд», «Электрон» и др.) и их можно было встретить в квартире любой советской семьи.

Интересно! Развитие электронного телевещания связывают также с созданием прообраза современного телевизора - аппарата под названием «Телефот» (1928). Разработала его группа советских ученых из Ташкента под руководством Б.Грабовского. Но в силу неизвестных обстоятельств «Телефот» был уничтожен, а работы по его восстановлению остановлены.

Телевизоры цветного изображения

Воспроизведением цветных движущихся картинок на экране ученые начали заниматься практически с того момента, как появился механический телевизор. Однако ограничения, которые накладывались механическим способом воспроизведения, не позволили добиться положительного результата. Одним из первых ученых, которому удалось передать двухцветную картинку , был Ованес Адамян, запатентовавший свое изобретение в 1908 году.

На заметку! Модель цветного телевизора, последовательно передающего три изображения в цвете, была собрана в 1928г. Джоном Лоуги Бэрдом, уже упомянутым ранее, как создатель первого механического телеприемника. Для этого он использовал цветные светофильтры.

С распространением электронного телевещания инженеры все чаще задумывались над созданием цветных телеприемников. Сначала это были аппаратные приставки к черно-белым телевизорам , которые позволяли зрителям наблюдать за окрашенным изображением на экране. Только в 1940 году американские инженеры продемонстрировали телевизионную систему «Тринископ», в основу которой были положены три кинескопа, воспроизводивших каждым свой цвет . Серийно за рубежом производить цветные телевизоры стали в 1954 году, когда в США приняли первый стандарт цветного телевизионного вещания (1953).

Советским Союзом начались разработки цветных телевизоров только в 1951г. , однако уже в следующем году была осуществлена первая пробная телетрансляция. Несмотря на несомненные успехи, достигнутые отечественными инженерами в этом направлении, цветные телевизоры оставались для граждан СССР дефицитом вплоть до развала страны.

Достижения современной телевизионной техники

Постепенно технологические возможности, позволяющие улучшать качество телевизионного изображения с одновременным увеличением размеров экрана телевизора, были исчерпаны. Телеприемники становились все более громоздкими и энергоемкими , а улучшение качества картинки упиралось в сложности, связанные с необходимостью увеличения скорости движения электронного луча по внутренней поверхности экрана кинескопа. Так, понемногу телевизоры с ЭЛТ были вытеснены моделями, при изготовлении которых использовались более современные технологии.

Телевизоры с плазменным экраном

Плазменная панель - это экран, содержащий большое количество индивидуальных ячеек, расположенных между двумя стеклами . В ячейках находится плазма (4-е агрегатное состояние), которая при прохождении электричества начинает излучать ультрафиолетовые лучи, незримые для человеческого глаза. Изображение на экране при этом формируется за счет люминофора, который под воздействием ультрафиолета генерирует свет в видимом спектре . Эта технология была разработана еще в 30-х годах прошлого века, но массово ее начали использовать только лет 15-20 тому назад.

Отличаясь высоким качеством изображения, плазменные экраны имели и ряд слабых мест:

  • недостаточная яркость, затрудняющая просмотр передач при интенсивном освещении;
  • сложный производственный процесс;
  • высокая себестоимость изготовления.

Кроме того, плазменный экран не удавалось сделать ни достаточно большим, ни достаточно плоским . Эти недостатки и способствовали тому, что плазменные телевизоры были также вытеснены с рынка более технологичными моделями с экранами, при изготовлении которых использовались жидкие кристаллы.

Телевизионные экраны на жидких кристаллах

Телевизоры с экранами на жидких кристаллах появились сравнительно недавно. Им удалось захватить рынок благодаря достаточно простой и дешевой технологии.

Важно! Жидкие кристаллы (ЖК) - это молекулы, поляризующие свет. При прохождении электрического тока через кристалл, последний поворачивается в пространстве, пропуская через себя определенное количество света.

Типовая ячейка в ЖК матрице выполнена в виде трех суб-ячеек. На каждую суб-ячейку наносится соответствующим образом окрашенный светофильтр (RGB). От величины поступающего напряжения зависит, сколько цвета придется на единицу изображения. Для качественного улучшения принимаемой картинки за слоем ЖК размещается подсветка, которая может быть флуоресцентной (LCD) или светодиодной (LED) .

Дальнейшее развитие ЖК-технологии привело к созданию экранов на базе органических светодиодов, которые способны излучать собственный свет (OLED) и не нуждаются в наличии обратной подсветки.

На заметку! Эта технология позволила создать телевизоры толщиной порядка 4-х мм, вес которых даже при наличии 65-ти дюймового экрана позволяет крепить их к стене на магнитах. При этом разрешение таких экранов в настоящее время достигает 8К.

Пульт дистанционного управления

Еще одним аксессуаром, без которого немыслим современный телевизор, является пульт дистанционного управления (ПДУ) - именно таким образом можно перевести с английского название remote control unit (RCU). Впервые его продемонстрировал Роберт Адлер (1913-2007), который с помощью ПДУ, излучающего ультразвуковые управляющие сигналы, мог на расстоянии регулировать громкость телевизора и переключать принимаемые программы (1956).

В дальнейшем расширение функциональных возможностей телевизора (игровые приставки, телетекст и пр.) потребовало увеличения количества кнопок и более точного управления. Решили эту проблему инженеры компаний Grundig и Magnavox , оснастившие телевизоры ПДУ, использующим для передачи управляющих команд инфракрасное (ИК) излучение (1974).

Таким образом, технический прогресс, все более возрастающие требования и свободная конкуренция стимулируют развитие новых разработок и прорывных технологий в производстве телетехники. Так, обыденностью на сегодня уже считаются телевизоры с функцией СМАРТ, являющиеся гибридом между компьютером и телевизионным приемником. А что дальше?

Самые лучшие современные телеприемники 2019 года

Телевизор LG 43UK6200 на Яндекс Маркете

Телевизор Sony KD-55XF9005 на Яндекс Маркете

Телевизор LG 49UK6200 на Яндекс Маркете

Телевизор Sony KD-65XF9005 на Яндекс Маркете

Телевизор LG OLED55C8 на Яндекс Маркете

Уже достаточно давно компания Майкрософт (Microsoft) объявила, что с 14 января 2020 года будет завершена поддержка операционной системы (ОС) Windows 7 . Этот день практически настал, и поэтому для тех, кто еще не в курсе, рассказываем что это означает и что делать .

Согласно статистическим данным, на начало 2020 года продолжают использовать "семерку" на своих компьютерах примерно 25% пользователей всего мира. Что касается России, то здесь процент использования данной версии ОС гораздо выше "общемирового". По данным счетчика посещаемости нашего сайта за прошедшую неделю, у более чем половины наших читателей на компьютерах и ноутбуках установлена именно Windows 7 .

Что означает прекращение поддержки Windows 7 с 14 января 2020 года:
* Перестанут выходить обновления безопасности, что сделает компьютер более уязвимым.
* Перестанет предоставляться техническая поддержка от отдела обслуживания Майкрософт.
* Постепенно перестанут выходить обновления для установленных программ и игр.

Что же делать в первую очередь? Для начала надо убедиться, что повод для беспокойства есть и вы входите в число той половины россиян, у которых до сих пор установлена ОС Windows 7.

Как узнать, какая версия Виндовс установлена на компьютере/ноутбуке:
Чтобы узнать версию операционной системы Windows, необходимо нажать "Пуск" и в поле "Выполнить" или "Поиск" набрать команду winver , после чего нажать Enter. Появится всплывающее окно, на котором будет указана версия ОС.

Если на вашем ПК установлена Windows 7, то вы должны принять решение что делать: продолжать использовать ее и далее, либо перейти на более современную версию "винды" .

Сам Майкрософт предлагает совсем уж кардинальное решение: приобрести новый компьютер (либо ноутбук) с установленной Windows 10 . Смысл рекомендации понятен - старый ПК почти наверняка не потянет "десятку". Но следуя рекомендации Microsoft надо понимать, что обойдется замена компьютера в приличную сумму денег, после чего придется потратить некоторое время на настройку устройства (в частности установку программ). Пойти по пути замены версии Виндовс вместе с компьютером можно, если имеются финансовые возможности, а на устройстве хранится важная информация.

В случае временного отсутствия денежных средств или времени, можно оставить всё как есть . Использовать Windows 7 вполне можно не получая обновлений безопасности и не обращаясь в техническую поддержку, а большинство сторонних программ (в том числе антивирусы) и игр под эту ОС будут обновляться еще несколько лет. Главное - не забывать регулярно делать резервные копии данных.

Полная Луна оказывает заметное влияние на поведение живых существ, в частности людей и животных. Также заметно воздействие земного спутника и на растения, поэтому фазы Луны следует учитывать при проведении любых садово-огородных работ.

Учитывая это, важно знать когда будет (по месяцам) полнолуние в 2020 году . Ниже мы приводим числа, в которые происходят полнолуния, для каждого месяца 2020-го года, а также во сколько они будут (время везде указано московское).

Даты и время наступления полнолуний 2020 года (числа/часы/минуты):

* 10 января 2020 года в 22:20 - январское полнолуние.
Одновременно с данным полнолунием можно наблюдать .

* 9 февраля 2020 года в 10:35 - февральское полнолуние, вместе с которым в Китае завершается длящаяся 2 недели встреча , а также отмечается Праздник Фонарей (который является официальным выходным днем в Китае).

* 8 апреля 2020 года в 05:35 - апрельское полнолуние. Совпадает со вторым Суперлунием в 2020 году.

* 2 октября 2020 года в 00:05 - первое октябрьское полнолуние.
* 31 октября 2020 года в 17:50 - второе октябрьское полнолуние.


Отметим, что в 2020-м году традиции праздновать Новый год по старому стилю исполняется 102 года!

Время начала, максимума и окончания лунного затмения 10 января 2020 года:

Произойдет первое лунное затмение 2020-го года в ночь с пятницы 10 января на субботу 11 января 2020 года .

Время начала, максимума и окончания лунного затмения 10.01.2020 г. одинаково для любого места наблюдения.

Продлится затмение Луны 244 минуты и 35 секунд. Начнется оно по московскому времени 10 января 2020 г. в 20:07, а закончится 11 января 2020 г. в 00:12. Максимум - в 22:10.

То есть, во сколько будет видно лунное затмение 10 января 2020 г.:
* время начала - 20:07 мск.
* максимум - 22:10 мск.
* время окончания - 00:12 мск.

Кажется, что телевизоры существуют целую вечность. Когда появились первые цветные ТВ-устройства, передовые стандарты передачи сигнала и цветное вещание - вы узнаете обо всем из нашей статьи.

Долгий путь: сколько лет цветному телевизору?

История развития телевидения началась в XIX веке и в ней пока рано ставить точку.

В 1884 году Пауль Нипков запатентовал «Электрический телескоп» ­ один из первых в мире. Цветная пленка известна с 1896 года.

В 1938 году Вернер Флехзиг запатентовал принцип работы цветного кинескопа, а метод передачи цветного изображения был разработан Гильермо Гонсалесом Камареной в 1940 году.

В европейских кинотеатрах цветные фильмы появились в 1941 , первыми из них были «Женщины все же лучшие дипломаты» и фильм Ганса Альбера «Мюнхгаузен».

В 1953 году в США был расширен стандарт NTSC для черно-белого телевещания - он получил возможность передачи цвета, а именно в «яркость» была добавлена «цветность».


30 августа 1953 года канал NBC впервые в истории в тестовом режиме показал цветную передачу «Кукла, Фрэн и Олли» («Kukla, Fran and Ollie») через стандарт NTSC. Первой полноценной цветной передачей стала опера «Кармен», показанная 31 октября 1953 года.

Только в 1962 году был запатентован европейский стандарт PAL, который стали использовать с 1967 года. В нем применяется модель передачи цветов YUV, где Y ­ - это яркость, которую могут воспроизводить в том числе черно-белые , а UV ­ - сигналы цвета.

В 1956 году началось развитие французского стандарта SECAM, который дебютировал в начале 1960 -х годов.

Разработка многих стандартов не была результатом отсутствия научных связей между государствами, а стала частью политики: Франция хотела защитить себя от импорта во всех сферах и развивать свой собственный культурный ландшафт. А в Советском Союзе была введена альтернативная система SECAM, лишь условно совместимая с французской, чтобы свести к минимуму политическое и техническое влияние со стороны Запада.

Когда цветные телевизоры появились в наших домах?


Модель «Рубин-401»

В СССР цветные телевизоры поступили в серийное производство в 1967 году – это были легендарные «Рубин-401» и «Рубин-714». 7 ноября 1967 года на советском телевидении показали первую цветную передачу - парад на Красной Площади в Москве . Массовое распространение цветные модели получили только к концу 1990-х.

Пик продаж цветных телевизоров в Европе пришелся на Олимпийские Игры 1972 года и Чемпионат мира по футболу 1974 года. К этому времени около 90% всех телевизионных передач были в цвете, а примерно у пятидесяти процентов европейских семей был дома цветной телевизор.

Введение цветного телевещания было субсидировано GEZ (Центральная служба по взысканию сбора за пользование теле- и радиоканалами).

История развития цветного телевидения вовсе не закончилась, ведь в природе существует больше цветов, чем может показать современный телевизор. Некоторые устройства и форматы расширяют отображаемое . Самые актуальные тенденции развития на рынке телевизионной техники: передача картинки с более высоким разрешением (4K и 8K) и звука с эффектом полного присутствия (Auro-3D, Dolby Atmos, Higher-Order Ambisonics, или NHK 22.2).

Другие направления развития: «умное» телевидение с приложениями ­ Smart TV, IPTV, интерактивное телевидение (iTV), Pay-per-View (Система платных телетрансляций) и Video on Demand (Видео по запросу). Однако производители ТВ-устройств не собираются останавливаться, и это замечательно.

Развитие телевидения сыграло значительную роль во всех общественно-политических событиях XX века и напрямую способствовало общему научно-техническому прогрессу. Огромный вклад исследователей в создание новых способов быстро передавать качественное изображение привел к созданию современных компьютеров и средств мобильной связи.

Сейчас практически каждый телефон можно использовать для общения посредством видео с минимальной задержкой изображения. Однако всего сто лет назад заявления исследователей о своих успехах могло вызвать сомнения в их психической адекватности.

Сложно сказать, кто создал первый телевизор в мире. Изобретение телевидения стало возможным благодаря комплексу успешных исследований, проведенных в XIX и XX веке. На основе этих исследований были разработаны различные системы передачи изображения.

Предпосылки к появлению телевидения

Назначение первых устройств для передачи изображения было сугубо практичным. Известность такие аппараты приобрели только тогда, когда прибор использовался полицией для передачи портрета преступника.

Нельзя точно определить, в каком году создали первый телевизор и был запущен процесс развития технологии. Фантасты начинают предвосхищать его появление задолго до выхода первых действующих моделей. Достигнуть результата было возможно только благодаря огромному количеству осуществляемых в мире одновременно открытий и изобретений.

В 1880 году ученый Порфирий Бахметьев предложил перспективную технологию передачи изображения на расстояния.Картинку предлагалось разложить на составляющие элементы и подавать на приемник в виде отдельных сигналов; а затем при помощи специального устройства собирать воедино.

Возможно, создан был первый телевизор в 1884 году. Тогда Пауль Нипков изобрел устройство для сканирования изображения и его последующего отображения на экране.

Так называемый «диск Нипкова» покрыт расположенными по спирали отверстиями на поверхности. Через них объектив транслировал свет – только одну точку, при помощи одной лампы. Для устройства Нипкова этого было достаточно. Ускоренное вращение диска заставляло пятна света сливаться в цельное изображение. Эта технология работает за счет инерционной особенности восприятия глаз человека, способности складывать в единую картинку воспринятое взглядом остаточное свечение.


Диск обладал существенным недостатком – он давал слишком маленькое изображение. Для того, чтобы на первых телевизорах создавалась картинка площадью не более чем поверхность спичечного коробка, требовался «диск Нипкова», достигающий 40 сантиметров в диаметре.

Повсеместного распространения эта технология не получила и в рядовую жизнь граждан не вошла. Только в 1924 году эксцентричный ученый Джон Лоуги Бэрд ознакомил общественность со своей действующей моделью первого механического телевизора, построенного с использованием диска Нипкова.

Система давала изображение со скоростью 5 кадров в секунду, по 30 столбцам. Исследователь был воодушевлен и вложил усилия в дальнейшее развитие проекта. В следующие годы была увеличена частота смены кадров, добавлена технология трансляции цветного изображения. Бэрд был тем, кто изобрёл телевизор в его механической вариации и внес существенный вклад в остальные направления исследований.

Разработки Джона Бэрда активнее всего использовались в США до 1936 года. Начиная с 1937, механический телевизор оказался полностью вытеснен электронными системами передачи изображения. Бэрд принес огромный вклад в историю развития телевидения и активно способствовал распространению технических достижений в этой сфере. После выхода из употребления механического телевидения, Бэрд способствовал эволюции электронных телевизионных систем. В частности, еще в 1939 году он продемонстрировал способности электронно-лучевых трубок передавать цветное изображение, а в 1944 представил электронный цветной экран собственной разработки.

Изобретение и использование ЭЛТ

Чтобы разобраться, как устроено телевидение, стоит начать с ЭЛП. Электронная пушка – это специальный прожектор, посылающий пучки электронов на принимающий прибор. Электронная пушка проводит сканирование светочувствительной мишени. Мишень копит электрические заряды, получаемые от спроецированной на нее картинки.


Использование электронной пушки для передачи изображения сыграло большую роль в развитии телевидения.

ВАЖНО! Катод – это электрод, проводник электричества, входящий в конструкцию электронной пушки. Фотокатод – это катод, заряженный отрицательно. Делают фотокатод с использованием чувствительных к свету соединений, хорошо проводящих электричество. Когда на фотокатод попадает фотон, или квант света, происходит выделение электронов. Принцип работы основан на внешнем фотоэффекте, открытие которого приписывается Генриху Герцу. Фотокатод отличается от обычного катода высоким квантовым выходом фотоэлектронов на каждый поглощенный фотон.

В 50-х годах XIX века произошло открытие катодных лучей. Эти электронные лучи распространяют свет от катодного излучателя, благодаря ускоренной передаче электронов на люминофоры.


Люминофоры – особые вещества, обладающие свойством поглощать и отдавать свет. Люминофоры реагируют на свет не из-за сопутствующего ему тепла, а за счет реакции на поглощенную электронную энергию. Технику взаимодействия катодного излучения с люминофорами впоследствии начали активно использовать в электронно-лучевых приборах. Люминофоры наносятся изнутри на прозрачную трубку. Трубка получает энергию от катодного излучателя и начинает светиться. Данная технология использовалась для создания разных видов телевизионных трубок и других видов электронно-лучевых приборов.

Самое известное и популярное устройство электронно-лучевого типа – кинескоп.


Вплоть до 90-х годов прошлого века эта электронно-лучевая трубка повсеместно использовалась в производстве и мониторов. Кинескоп преобразует полученные электросигналы в свет. Он имеет электромагнитный тип отклонения. Луч, оказываясь на покрытой люминофором поверхности, вызывает свечение и формирует часть конечной картинки.

Прототип кинескопа был создан Борисом Розингом в 1911 году.

Розинг был тем, кто придумал обоснование принципу работы ЭЛТ и продемонстрировал, как можно транслировать изображение посредством построчной передачи света. Однако действительным изобретателем телевидения принято считать Владимира Зворыкина.


В 1923, находясь в США, он создал патентную заявку на телевидение, работающее только на электронном принципе. В 1929 году появился первый кинескоп конструкции Зворыкина – высоковакуумная трубка для приема изображения. В 1931 Зворыкин запатентовал иконоскоп, специальную передающую трубку. Истоки создания иконоскопа восходят к опытам 1911 года, проведенным под руководством Розинга. Зворыкин занимался разработкой трубок с электростатической фокусировкой. Они являлись свежей альтернативой немецким приборам, осуществляющих «газовую» фокусировку.

В 1940-х годах Зворыкин положил начало цветному телевидению того вида, который покорил мир на следующие полвека. Он разделил световой луч на зеленый, синий и красный цвета. Можно считать, что именно Зворыкин был тем, кто изобрел телевизор в его современном виде.

В 1933 году завод имени Козицкого наладил производство серийных телевизоров Б-2. Продукт ленинградского производства имел деревянный корпус и размер экрана 4х3.


На корпусе располагались регуляторы, управляющие частотой импульсов, амплитудой и мотором. Встроенный двигатель задавал вращение диску Нипкова. Данная модель являлась относительно небольшим по размерам приложением к радиоприемнику. Прием звука мог происходить только при подключении другого устройства по приему радиоволн, настроенного работать на другой частоте.

Первые телевизоры в СССР, Б-2, расходились быстро, невзирая на значительную цену в 235 рублей. Модели часто предлагалось собирать своими силами из купленного комплекта деталей.

Развитие электронных телевизоров в СССР началось с 30-х годов. Параллельно со Зворыкиным патентную заявку на кинескоп подавал советский гражданин Катаев Семен.

Электромагнитные трубки Катаева имели магнитный принцип фокусировки. Конструкция такой трубки была проще, потому что система фокуса располагалась за пределами прибора. Фокус на такие трубки передавался с помощью магнитных катушек. Лишь к 70-м годам XX трубки с электростатической фокусировкой сравнились по качеству результатов с трубками Катаева. Качественное отставание было обусловлено тем, что трубки с магнитной фокусировкой, в отличие от трубок с электростатической, использовали весь идущий от катода ток.

В 1936 году свет увидел прибор супериконоскоп, или трубка Шмакова-Тимофеева. Два исследователя, по имени которых назван прибор, изобрели особую конструкцию устройства. Трубка использовала электронно-оптический способ перенести картинку с фотокада на мишень. Так называемая «вторичная эмиссия» заставляла металлы активно выделять электроны во время усиленной бомбардировке их поверхности первичным потоком частиц. Эта технология позволяла накапливать заряд и проецировать электроны на мишень.


Супериконоскоп был так эффективен и популярен, что британские и немецкие компании пожелали выпускать аналогичную продукцию. Они обращались с запросом на получение патента, но советский Комитет по изобретениям выдал отказ.

Когда телевидение стало цветным

Когда появились цветные телевизоры? Начало трехкомпонентного телевизионного вещания можно отметить 1900 годом. Идея была предложена инженером Александром Полумордвиновым. А в 1925 году патент на трехкомпонентную телевизионную систему, использующую диск Нипкина, получил советский изобретатель армянского происхождения Ованес Адамян.

В этой системе зеленый цвет получался матрицированием прямо в телевизоре. Сигналы принимались двух типов: красный и синий. Идею взяли на вооружение американцы и на ее основе, к 40-му году, появилась удобная и практичная телевизионная система.

После Второй мировой войны американцы начали динамично развивать цветное для гражданских нужд. Первые телевизоры с цветом давали очень темное изображение и цены на них были астрономическими. Цвет достигался путем совмещения в одном аппарате сразу трех кинескопов. В каждом из них люминофор светился отдельным цветом.

Для создания действующей модели цветного телевизора и комплектующих к нему, Бэрд использовал кинескоп с тремя электронными пушками и мозаичный люминофор.


Его система называлась «Телехром». Электроны из каждого прожектора шли на слой с люминофором отдельного цвета.

Большой вклад в развитие телевидения внесла американская компания RCA. Американские разработки в этой области оказали поддержку многим ученым. В 50-х годах XX века RCA способствовали созданию следующих технологий:

  • Дельтовидная технология. Самым эффективным способом направлять пучки электронов оказалась «теневая решетка» — изобретение Вернера Флехига. Называемая также «теневой маской», технология имеет распространение и по сей день. Металлическая сетка из инвара имеет пропускающие свет отверстия круглой формы. Чем меньше расстояние между элементами одного цвета, тем больше разрешающая способность прибора.
  • Помимо этого, распространение получила апертурная решетка. Свет подается на люминофор, организованный в тонкие .

ВАЖНО! Первый цветной телевизор в СССР, получивший массовое распространение – «Рубин-401». Был выпущен в 1967 году. До него цветные телевизоры были большой редкостью и не выпускались сериями.

Прогресс не стоит на месте

Основа самых распространенных современных телевизоров:

  • Жидкокристаллическая матрица. Жидкие кристаллы были открыты еще в конце XIX века. Кристаллами заполнен промежуток в пакете стеклянных или полимерных панелей.
  • Плазменная матрица. Ячейки, наполненные газом. Расположены между стеклянными поверхностями, стоящими друг напротив друга.

В настоящий момент ведутся разработки голографического телевидения. Но до завершения работ над этим проектом и повсеместного распространения итоговых версий проекторов еще далеко.